Участвовать
Бесплатный интенсив «Нейросети для дизайнеров»
Участвовать
старт 6 ноября
Графический дизайн

Основы композиции в дизайне: виды, принципы и элементы

Автор статьи
Ксения Есипова

7 мин
127 просмотров
24.10.2024
Профессия графический дизайнер
Онлайн курс
Для обычного зрителя картинка — это просто источник эмоций или информации. Она дарит нам впечатления, но почему это происходит, мы редко задумываемся. Дизайнер же видит не просто изображение, а структуру: ритм, баланс. Он управляет вниманием зрителя, направляя его к ключевым элементам и задерживая взгляд на нужных областях. Именно благодаря композиции мы находим дизайн привлекательным или, наоборот, неудачным.

В статье мы расскажем, как управлять вниманием зрителя с помощью композиции и что поможет сделать дизайн более выразительным, запоминающимся.

Что такое композиция

Композиция — это организация пространства в дизайне, которая задаёт порядок и логику расположения элементов. Она помогает управлять вниманием зрителя, направляя его взгляд от одного объекта к другому. Хорошо сбалансированный макет привлекает наше внимание сразу. Нам интересно присмотреться и понять, о чём тут речь.
Пример плохо сбалансированного макета
Плохо сбалансированный макет не вызовет ничего, кроме раздражения и желания поскорее это «развидеть».

В веб-дизайне правильная композиция помогает пользователю интуитивно находить нужные разделы сайта. При этом он не тратит время на лишние действия, не раздражается, а значит, шансы довести его до нужной кнопки увеличиваются. Важны не только правильно расставленные элементы, а именно их связь между собой. Даже пустое пространство вокруг них имеет значение.
Как Apple использует негативное пространство на сайте
Использование пустого пространства Apple
Композиция помогает в рекламе, брендинге, айдентике. Она делает информацию понятной, вызывает эмоции, усиливает смысловое содержание проекта. Сколько рекламных кампаний провалилось просто из-за несоблюдения принципов композиции — страшно сосчитать.

Например, Олимпийские игры 2012 года получили тонну негативных комментариев всего лишь из-за логотипа. Излишняя экспрессия, странные формы, которые у большинства вызывали негативные реакции, заставили людей создать сбор подписей, лишь бы сменить лого.
Неудачный логотип олимпиады 2012 года
Провалившийся логотип Олимпиады в 2012 году
Такие провалы случаются часто, так как сложно самостоятельно разобраться в грамотном построении композиции в дизайне. Часто специалист видит, что что-то не так, но не может понять, в чём именно ошибка — не хватает знания теории и насмотренности. Курс «Графический дизайн» закроет все пробелы в этой теме, да и во многих других тоже. Навыки, полученные в школе «Логомашина», помогут чувствовать себя уверенно в любой области графического дизайна — от работы с логотипами до создания сложных интерфейсов.

Особенности зрительного восприятия

Без всяких слов можно донести до зрителя нужную информацию. В принципе, грамотный дизайнер этим и занимается — передаёт ценности и смыслы визуально. Давайте посмотрим, как мозг человека анализирует окружающий мир и почему это связано с композицией.

Выделение акцентов

Ежедневно на человека обрушивается гигантское количество информации. Если бы наш мозг подробно изучал всё, что ему попадается, к вечеру мы были бы не в состоянии даже заварить себе чай.

Мы осознанно замечаем только ключевые моменты. Мозг автоматически фокусируется на элементах, которые выделяются. Эти акценты не обязательно должны быть большими или кричащими, иногда небольшая деталь, например, яркий цвет или необычная форма, может привлечь внимание.
Пример выделения акцента на изображении
Слева внимание привлечёт башня, справа — человек и свет в окне
Представьте, что вы идёте по улице в толпе. Вдруг появляется девушка в ярко-красном пальто. Этот цвет выделяется, мозг моментально его отмечает и фокусируется. В композиции это называется визуальной доминантой, и она строится на контрасте — цвета, формы, текстуры или других параметров, которые помогают выделить ключевые элементы.

Поиск гармонии и смысла

Мозг тот ещё чистюля — он автоматически пытается упорядочить всё, что видит, и создать из разрозненных частей нечто целое. Например, в картине, состоящей из нескольких объектов, мозг ищет связи, объединяя элементы в понятный образ. Симметричные, логичные виды композиции в дизайне вызывают у нас ощущение удовольствия — мы «решили» визуальную задачу, свели все под какое-то правило и получили вознаграждение в виде приятных эмоций.
Пример работы принципа гармонии и объединения смысла
В первые секунды наш мозг увидит только цветы

Распознавание других людей

Почему нашим далёким предкам удалось выжить? Именно за счёт умения видеть и отличать других людей — так можно идентифицировать союзников и врагов. Возьмите любой рекламный плакат, где изображён улыбающийся человек. Первое, что бросается в глаза, — его лицо. Современные дизайнеры и художники специально размещают изображения людей в центре своих работ, прекрасно понимая, что инстинкты заставят всех всматриваться в картинку.

Влияние цвета

Цвет играет огромную роль в том, как мы воспринимаем объекты. Некоторые цвета могут вызвать определённые эмоции: красный ассоциируется с опасностью, страстью, синий вызывает чувство спокойствия и так далее. Поэтому при создании композиции в дизайне очень важно правильно выбирать оттенки, чтобы они передавали нужное настроение.

Влияние линий и форм

Линии и формы в дизайне работают как направляющие для взгляда. Они помогают не просто смотреть на изображение, а «путешествовать» по нему, следовать за динамикой. Горизонтальные линии, например, дают ощущение стабильности, покоя, тогда как диагонали создают движение.

Ещё линии создают сетку для дизайнера, так ему легче расположить все элементы правильно. Особенно так любят делить пространство при создании сайтов. Даже если вы откроете телефон, то увидите возможность добавить сетку на кадр — она помогает не заваливать горизонт и создавать продуманные композиции. Об этом приёме мы расскажем чуть ниже.

Правила композиции

Важно помнить, что все правила — это не строгие законы, а скорее рекомендации. В принципе, со всей теорией дизайна можно экспериментировать. Ведь единственное, что должен знать и уметь графический дизайнер — это грамотно находить баланс между креативностью и соблюдением правил.

Какие есть основы для построения композиции в дизайне?

Правило 1: минимум одна доминанта

Доминанта в композиции — это ключевой элемент, который привлекает внимание и определяет центральную идею работы. Без явной доминанты иллюстрация может показаться скучной.

Чтобы выделить доминанту, нужно определить основную тему и разместить объекты так, чтобы они подчёркивали главный элемент. Доминант может быть несколько — тогда перед зрителем уже выстроится целый сюжет, где объекты «борются» за внимание.
Пример экрана сайта с одной доминантой
Явная доминанта и второстепенные элементы правильно ведут пользователя по сайту

Правило 2: золотое сечение

Золотое сечение — это соотношение (1:1.618), которое считается особенно привлекательным для человеческого восприятия. Если представить отрезок длиной 1, то золотое сечение делит его на две части: одна часть равна 0.618, другая — 0.382. Это соотношение можно увидеть в природе: в росте растений, расположении семян в шишках и даже в формах раковин. Многие известные художники, такие как Леонардо да Винчи, Микеланджело, использовали это правило в своих произведениях, создавая визуальную гармонию и баланс.

В современном дизайне правило используется редко, хотя почему-то все думают наоборот. Один из примеров — миф о логотипе Apple. Многие утверждают, что он построен по золотому сечению, но если внимательно присмотреться, видно, что это не так. Круги в логотипе расположены случайно, их размеры и положение никак не связаны с золотым сечением.

На практике попытки применить это правило приводят к бессмысленной подгонке элементов. Давайте просто запомним, что такое правило есть, но мы не будем акцентировать на нём внимание. В мире существует миллион дизайнов с другими пропорциями, и это совсем не мешает им привлекать аудиторию.
Логотип Apple, построенный по золотому сечению

Правило 3: использование сетки (правило третей)

Этот метод делит изображение на три равные части как по горизонтали, так и по вертикали, создавая девять равных квадратов. Основная идея заключается в том, чтобы разместить ключевые объекты на пересечении этих линий. Это помогает придавать изображению динамичность и избегать симметрии, которая может показаться скучной.
Правило третей в картине Айвазовского «Ночь. Голубая волна»
Правило третей. Картина Айвазовского (Ночь. Голубая волна)

Правило 4: задавать ритм

Как и в музыке, ритм делает работу более интересной и помогает вести взгляд зрителя по изображению. Он создаётся повторением определённых элементов или форм. Яркий пример таких иллюстраций в дизайне — паттерны.
Элементы в паттерне Louis Vuitton
Паттерн Louis Vuitton

Правило 5: учитывать контрформу

Контрформа — это пространство вокруг изображения, которое так же важно, как и сами объекты. Композиции в дизайне часто перегружают, считая, что каждый сантиметр должен быть использован с пользой. На деле получается наоборот — избыток информации сбивает с толку.

Пользователь принимает решение всего за 6 секунд. Если его взгляд не направить на нужный элемент, он уйдёт, даже не попрощавшись. Обратите внимание на сайт Гугл — вот кто действительно мастерски использует контрформу.

Правило 6: чередовать количество и размеры

Баланс в композиции достигается за счёт чередования: чётное и нечётное количество объектов, крупные и мелкие элементы. Например, в иллюстрации может быть один крупный объект, который уравновешивается несколькими меньшими с другой стороны изображения. Такое чередование делает дизайн интереснее и удерживает внимание зрителя. С одной стороны, сохраняется симметрия и порядок, которые так нравятся нашему мозгу, с другой — мы добавляем детали, которые привлекут внимание.

Последнее правило: забудьте обо всём, что мы говорили выше

Иногда классические правила могут помешать создать нечто действительно прекрасное. Некоторые задачи требуют гибкости и креативного подхода. Цель — привлечь внимание и подвести зрителя к нужному действию. Какими способами вы будете этого достигать — дело ваше.
Онлайн-курс: Графический дизайн
Обучаем дизайну с гарантией трудоустройства

Типы композиционных структур

Статичная и динамичная композиция
Статика создаёт ощущение покоя, стабильности. Обычно это достигается за счёт использования вертикальных и горизонтальных линий. Но статичное изображение иногда выглядит слишком скучно и не цепляет взгляд.

Динамичная композиция создаёт ощущение движения, энергии. Даже один кадр способен включить воображение зрителя и заставить его представлять, а что же будет дальше.
Пример статичной и динамичной композиции в иллюстрации
Симметричные и асимметричные композиции в дизайне
Симметрия разделяет кадр на две равные части, каждая половина зеркально отражает другую. Асимметрия предполагает неравномерное распределение объектов. Такая структура добавит динамики, даже если сама по себе композиция статична.
Закрытая и открытая композиция
Закрытая картинка направляет взгляд зрителя внутрь кадра. В таких работах ярко выражена доминанта, наш взгляд сразу упирается в определённую область и не гуляет по изображению.
Открытые композиции оставляют ощущение продолжения истории. Где-то за пределами кадра что-то происходит, и наш мозг охотно дорисовывает сюжет. Этот приём часто из используется в плакатах или иллюстрациях.

Как практиковаться в композиции

Хороший способ развить чувство композиции — анализировать работы других. Внимательно рассматривайте подборки иллюстраций, кадры из фильмов, различные макеты. Задавайте себе вопросы: «Почему взгляд падает именно сюда? Какие эмоции вызывает работа? Какую задачу выполняет иллюстрация?». Разбор чужих работ развивает насмотренность. Скоро вы начнёте подмечать интересные идеи или неправильные решения ваших коллег.
Как правильно оценить свою работу?
— Создавайте черновик, состоящий из простых форм. Например, можно использовать геометрические фигуры для обозначения объектов. Так вы сосредоточитесь на главных акцентах композиции и лучше поймёте структуру. Некоторым, чтобы увидеть общую картину, достаточно просто немного прищуриться, чтобы изображение «поплыло».
— Посмотрите, как всё будет выглядеть в чёрно-белом формате. Цвет часто отвлекает от ошибок, а такой упрощённый шаблон помогает понять, как взаимодействуют объекты по форме и весу. Возвращайте цвета поэтапно, чтобы понаблюдать, как каждый оттенок влияет на доминанту и восприятие всего изображения в целом.

Используйте простые приёмы в начале карьеры. Правило третей, симметрия, ритм — звучит банально, но всё ещё работает. Со временем, когда ваши навыки укрепятся, можно будет экспериментировать с более сложными техниками, а пока давайте оттачивать классику. Правила созданы для того, чтобы их нарушать, но сначала нужно их хорошо выучить.

Хорошая композиция — сочетание навыков, интуиции, креативного подхода. Развивайте насмотренность, пробуйте что-то новое, много практикуйтесь, и тогда вы точно достигнете настоящего мастерства в дизайне.
Онлайн-курс: Графический дизайн
Обучаем дизайну с гарантией трудоустройства

Краткая информация

Зачем нужна продуманная композиция в дизайне?
  • Для организации элементов, управления вниманием зрителя.
  • Чтобы сделать дизайн более понятным и привлекательным.
  • Чтобы направить зрителя к целевому действию.

Какие особенности зрительного восприятия влияют на композицию?
  • Выделение акцентов: мозг автоматически фокусируется на контрастных объектах.
  • Поиск гармонии: стремление мозга упорядочить элементы в цельную картину.
  • Распознавание лиц: изображения людей привлекают больше внимания.
  • Влияние цвета и линий на эмоции и динамику восприятия.

Как улучшить свои навыки?
  • Анализировать работы других дизайнеров.
  • Создавать черновики с простыми формами.
  • Использовать чёрно-белый формат для выявления ошибок.
  • Начинать с классических правил, постепенно переходя к экспериментам.
Читайте также